23 мая 2019 года Государственная Дума РФ приняла в третьем чтении ряд изменений законодательства в сфере технического осмотра.
Основная цель законопроектов, подготовленных правительством РФ при активном участии РСА и представителей операторов технического осмотра, – это противодействие практике массового оформления диагностических карт без реального проведения процедуры технического осмотра (ТО) транспортных средств.
Законопроекты вступают в силу по истечении одного года со дня их официального опубликования, указывается в сообщении РСА (два законопроекта, касающиеся административной и уголовной ответственности за нарушения в данной области, еще находятся на рассмотрении в Госдуме).
В течение одного года после дня вступления в силу операторам ТО необходимо будет пройти процедуру подтверждения соответствия требованиям аккредитации.
Законопроектами предусматриваются следующие меры:
- Диагностическая карта формируется в единой автоматизированной системе техосмотра автомобилей (ЕАИСТО) только в форме электронного документа с заверением усиленной квалифицированной электронной подписью технического эксперта.
- Операторы ТО передают в ЕАИСТО фотографическое изображение транспортного средства (ТС) с указанием координат места нахождения ТС, даты и времени начала и окончания проведения ТО.
- Утверждаются новые требования к производственно-технической базе, фотографиям ТС, к точности определения координат места нахождения ТС.
- Утверждается методика расчета значения пропускной способности ПТО.
- Технический эксперт должен быть по основному месту работы на каждой диагностической линии. ИП, соответствующий квалификационным требованиям, может осуществлять полномочия технического эксперта только на одной диагностической линии.
- Вводится требование о наличии у операторов технического осмотра официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
- Операторы технического осмотра обязаны проходить процедуру подтверждения соответствия требованиям аккредитации. В первый год после аттестации они должны проходить данную процедуру до истечения первого года со дня аккредитации, но не ранее шести месяцев со дня аккредитации. В последующие периоды подтверждение должно получаться не реже одного раза в два года.
- РСА осуществляет аккредитацию операторов технического осмотра в форме документарной проверки и в форме выездной проверки.
- РСА осуществляет периодическую оценку соответствия оператора ТО требованиям аккредитации в форме выездной проверки.
- РСА осуществляет переоформление аттестата аккредитации и контроль за соблюдением оператором ТО требований аккредитации в форме выездной проверки или в форме документарной проверки.
- РСА осуществляет постоянное наблюдение за соблюдением операторами ТО требований законодательства в сфере технического осмотра.
- Информация из средств массовой информации о нарушении оператором технического осмотра требований аккредитации является основанием для проведения в отношении него контрольных мероприятий.
- Вводится государственный контроль (надзор) со стороны ГИБДД МВД России за организацией и проведением технического осмотра. Контроль предусматривает участие ГИБДД МВД России в техническом осмотре автобусов; внеплановые проверки операторов технического осмотра без предварительного уведомления оператора технического осмотра в рамках закона об госнадзоре; проведение контрольных закупок для целей государственного контроля (надзора) за организацией проведением технического осмотра.