Одним из самых часто задаваемых вопросов в связи с наступлением страхового случая (ДТП) является вопрос о сроках представления потерпевшим повреждённого транспортного средства для проведения осмотра, сроках организации страховой компанией осмотра автомобиля и сроках рассмотрения Страховщиком заявления о возмещении убытков.
Для начала давайте с Вами разберём - что же нам всем стоит понимать под «страховым случаем»?
Согласно действующему законодательству РФ об ОСАГО, страховой случай ‒ наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховое возмещение.
- Под использованием транспортного средства следует понимать не только механическое (физическое) перемещение в пространстве, но и все действия, связанные с этим движением и иной эксплуатацией ТС как источника повышенной опасности (т.е. эксплуатация автомобиля в пределах дорог, а также на прилегающих к дорогам и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях, а также любых других территориях, на которых имеется возможность перемещения (проезда) транспортного средства)).
- Вред, причиненный, к примеру, опорно-поворотным устройством автокрана, бетономешалкой, разгрузочными механизмами, стрелой манипулятора, рекламной конструкцией на автомобиле, не является использованием транспортного средства, соответственно, страховым случаем по ОСАГО не признается.
Теперь перейдём непосредственно к срокам:
1) Потерпевший ДТП обязан представить поврежденный автомобиль или его остатки для осмотра в страховую компанию в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления о страховом возмещении.
2) Страховщик обязан осмотреть поврежденный автомобиль, иное имущество или его остатки в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления заявления о страховом возмещении, если иной срок не согласован страховщиком с самим потерпевшим.
3) Страховщик обязан произвести страховую выплату или выдать потерпевшему направление на ремонт автомобиля, либо направить мотивированный отказ в выплате страхового возмещения в течение 20 календарных дней (за исключением нерабочих праздничных дней) со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховом возмещении.
Важно знать:
- К заявлению о наступлении страхового случая и выплате страхового возмещения должен быть приложен полный пакет необходимых документов, предусмотренный Правилами ОСАГО.
- Если потерпевший не представил повреждённый автомобиль в установленный для проведения осмотра срок, страховщик согласовывает с потерпевшим новую дату осмотра, а случае повторного непредставления потерпевшим поврежденного авто, страховщик вправе вернуть без рассмотрения представленное потерпевшим заявление о страховом возмещении. Иными словами – в данном случае у страховщика имеются правовые основания для отказа в страховой выплате. При этом, потерпевший в дальнейшем не вправе самостоятельно организовывать независимую техническую экспертизу или независимую оценку повреждённого имущества, результаты такой экспертизы (оценки) не принимаются страховщиком для определения размера страхового возмещения.
- Если страховщик не осмотрел поврежденное имущество или его остатки и (или) не организовал независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) поврежденного имущества в установленный срок, потерпевший вправе обратиться самостоятельно за независимой экспертизой. В таком случае эти результаты принимаются страховщиком для определения размера страхового возмещения, а расходы на оплату услуг эксперта подлежат возмещению в пользу потерпевшего со страховщика в полном объёме.